среда, 26 февраля 2014 г.

Человек-невидимка

  О Герберте Уэллсе как о превосходном фантасте узнала сравнительно недавно. Полтора года назад один мой приятель с восторгом рассказывал мне о "Мастере и Маргарите". На вопрос "А что ещё посоветуешь?" он ответил - ""Машину времени" Герберта Уэллса". Естественно, прочитав "Машину", я стала искать другие произведения того же автора. Но аннотация к первой же найденной книге - "Войне миров" - надолго оттолкнула меня от Уэллса. Полгода спустя в списках лучших произведений жанра фантастики увидела "Человека-невидимку" Герберта Уэллса с кучей положительных отзывов. И, конечно, прочитала её. Однако книга немного не оправдала моих ожиданий. Я рассчитывала увидеть историю одинокого героя, этакого невидимого Дон Кихота, а получила историю о гениальном человеке, практически сошедшем с ума от работы, вынужденного одиночества и непонимания.
  Главный герой - будем называть его Невидимкой - изобрёл препарат, позволяющий сделать клетки живого организма прозрачными. В романе очень хорошо и доходчиво рассказано о технической стороне вопроса, а это чуть ли не самое главное для классики научной фантастики. По "Человеку-невидимке" я поверхностно "прошла" оптику, как, например, по романам Жюля Верна "проходила" основы баллистики и морского дела, а по рассказам Александра Беляева - начальную электродинамику.
 
Итак, перед Невидимкой развернулись блестящие возможности, которые даёт эта прозрачность. Но, как оказалось, он не мог пользоваться и половиной этих преимуществ. Невидимка хотел сохранить свои способности в тайне, а в большом мире за пределами его комнаты это оказалось почти невозможным. От вынужденного одиночества, от потребности скрываться, от постоянного страха, что его обнаружат, Невидимка немного подвинулся рассудком и захотел власти над всем миром (обычное, на мой взгляд, желание для недалёких, злобных или сумасшедших персонажей). Сначала, конечно, люди его боялись. Невидимка мог незаметно пробраться в дом, учинить любые разрушения и бесследно скрыться.
  Однако потом люди додумались до облавы. Они загнали Невидимку, как дикого зверя. И убили, как дикого зверя. И тут, я думаю, они были неправы. Невидимка был человеком хоть и свихнувшимся, но гениальным и уникальным. Если на всём протяжении романа он и вправду был немного похож на животное, то в конце роли поменялись - теперь человеческая толпа была сворой собак, а Невидимка - ослабевшим человеком. Его предсмертный крик - "Пощадите!" - звенел у меня в ушах стоном умирающей птицы. Я редко когда переживаю о смерти персонажей книг, но гибель Невидимки сильно взволновала меня. Про себя я раз десять обругала невежественных людей, лишивших мир этого чуда. Конечно, после Невидимки остались его книги, но они находились в руках человека, не умеющего правильно ими воспользоваться. Тайна Невидимки умерла вместе с ним.
 
P.S. Существует множество различных памятников Человеку-невидимке, но я хотела бы поделиться одним из них, установленном в Амстердаме, по моему мнению, самым удачным.  

2 комментария:

  1. Знаешь, Даша, не читала "Человека -невидимку". Но все время очень хотела это сделать. Помню в детстве мы с родителями ходили на одноименную программу. Все второе отделение показывали фокусы, и по арене магически передвигались предметы, изгибался канат, уходящий под купол цирка , (создавалось впечатление, что кто-то ползет по нему вверх)... Вот тогда-то я и решила прочитать, но ... увы... Книга так и лежит в списках желанных, но не прочитанных.
    Спасибо за напоминание. Может все-таки летом прочитаю.

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, а я читала в детстве эту книгу! И, хотя любимыми писателями-фантастами были Беляев и Булычёв, эту книгу тоже любила! А ещё спасибо за обложку - дома было много книг этой серии. Такая ностальгия!

    ОтветитьУдалить