суббота, 30 августа 2014 г.

Летнее чтение. Август

  Последний отзыв о книгах из списка летнего чтения:
  А. С. Грибоедов "Горе от ума". Уже год я не читала такого сногсшибательного произведения, которое бы заставило меня лихорадочно искать по нему отзывы, комментарии, научные статьи, а также перечитывать отдельные места по десять раз. "Горе от ума" стало для меня таким прорывом.
  Пьеса показывает события всего одного дня, но мыслей, высказанных персонажами, столько, что хватило и для описания прошлого Москвы, и её настоящего, и надежд на будущее. Главное действующее лицо, Чацкий, привлекает внимание читателя своими гневными выпадами против существующих порядков: чинопочитания, тяги к роскоши, ужасного отношения дворян к крепостным. Его возмущает, что нынче в почёте бессловесные подхалимы, как он характеризует Молчалина. Чацкий не простой недовольный критик. У него есть некая программа, согласно которой он хочет сделать Россию лучше. Однако Россия ещё не готова к таким переменам, что с горечью отмечает главный герой. После чего уезжает подальше от негостеприимной к нему Москвы.
  Главное горе Чацкого, я думаю, совсем не от ума, а точнее, не от непонимания его идей москвичами. Он любил Софью, и эта безответная любовь заставила сделать его массу глупостей. Самое трагичное, а, может, и комичное в этой любви то, что слух о безумии Чацкого первой пустила именно Софья - друг его детства и возлюбленная. Да и сама фигура Чацкого трагична, ведь он, как отмечают многие критики, первый воин революции, а потому - всегда жертва...
  В образах Фамусова и других жителей второй тогда столицы Александр Грибоедов ловкими штрихами схватил суть дворянской Москвы. Даже сейчас в некоторых людях мы можем опознать то Скалозуба, то ветреную Софью, то самого Фамусова. Но два персонажа обратили на себя моё особое внимание.
  Лизанька - девушка-горничная, в которой сложно усмотреть что-либо отрицательное. Для меня она стала единственным нейтрально-положительным героем "Горя от ума".
Чацкий и Молчалин
  А вот персонаж, с которым связано много вопросов и сомнений, - это Молчалин. Всегда считалось, что этот герой - сугубо отрицательный: подхалим, бесхребетник, слова поперёк не скажет, и из-за этого нравится хозяевам. Но мне думается, что этот "муж-мальчик, муж-слуга" не так-то прост, как кажется. У него был определённый план: жениться на Софье, возвыситься в чинах, получить гору денег, а потом, став независимым от господ, развестись с женой и обручиться с Лизанькой. Или даже без развода, смотря по обстоятельствам. В этом можно усмотреть... хитрую и умело проводимую комбинацию! Даже Чацкий отметил, что в Молчалине "Загорецкий не умрёт". А Загорецкий - это олицетворение мошенничества, но только грубого, напролом, а не расчётливого и вполне законного, как у Молчалина.
  Чацкий и Молчалин - противоположные друг другу герои. Но, мне кажется, если бы они каким-то чудом договорились, то революция в России произошла бы почти на век раньше.
  В "Горе от ума" есть много замечательных строк, ставших цитатами и афоризмами. Вот мои любимые:

"И в чтеньи прок-от не велик:
Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится."

"Друг. Нельзя ли для прогулок
 Подальше выбрать закоулок?"

"И дым Отечества нам сладок и приятен!"

"Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?"

"Служить бы рад, прислуживаться тошно"

"А судьи кто?..."

"Ах! злые языки страшнее пистолета."

"Послушай! ври, да знай же меру;"
 
  А. Грин "Алые паруса". Если бы мне хотя бы месяц назад сказали, что я буду восхищена "Алыми парусами", я бы ни за что не поверила бы. Однако так и есть.
  Но поразил меня не сюжет, давно знакомый по кратким содержаниям и пересказам друзей и знакомых и исковерканный режиссёрами и сценаристами. Поразил меня язык Александра Грина, невероятно художественный, сказочный, с интересными оборотами и сравнениями. Я не читала это произведение - я смаковала его. Наконец-то я поняла, что такое вкусная книга.
  Однако и сюжет удался Грину на славу. С одной стороны - невесёлая история мечтательной девушки, непонятой приземлёнными соседями, а с другой - история юноши из богатой семьи, не испугавшегося встать на путь истинного моряка и капитана. И как же чудесно две эти истории переплелись в конце! И Ассоль, и Грей в этой встрече обрели своё светлое будущее, которое другим, менее мечтательным и решительным, даже не снилось.
  Совет тем, кто не читал "Алые перуса" (хотя, думаю, таких уже не осталось, и я была последняя) - не слушайте ничего, что вам говорят об этой книге, не смотрите фильмов и спектаклей. Просто откройте книгу и наслаждайтесь.

1 комментарий:

  1. Даша. читаю твои отзывы, и душа наполняется радостью. Ну хоть кто-то из учеников по достоинству оценил классику и увидел ее современность!
    "Горе от ума" будем обсуждать на уроках. Действительно, Молчалин - спорный персонаж. И споры вокруг него рождены временем. Еще десятилетие назад его черты характера считались явно отрицательными. А вот сегодня именно таких про людей говорят, что они "умеют жить", что у них надо поучиться житейской мудрости. Кто прав? Трудно сказать, потому что каждый выбирает для себя идеалы. Но нравственный облик Молчалина мне неприятен. Посмотрим, что скажет класс)))
    А "Алые паруса" интересны еще и тем, что "пропагандируют" мысль: если верить в чудо, то оно обязательно сбудется.
    Спектакли по обоим произведениям идут в нашем пермском драматическом театре. И оба шикарные. "Горе от ума" показывает современность текста, написанного 200 лет назад, а вот "Алые паруса" - это спектакль-феерия. Сходить стоит обязательно.

    ОтветитьУдалить